Пятнадцать лет с контактной сетью
В декабре 2002 года закончилась электрификация участка Обозерская – Маленьга Архангельского отделения СЖД. На этом завершился огромный пласт работы по электрификации участка Коноша – Обозерская – Маленьга.
Работа по решению этой достаточно сложной задачи началась в 1996 году с подготовки технико-экономического обоснования и разработки проектной документации. Инициатива исходила от начальника Северной железной дороги Виталия Предыбайлова. Реализация проекта была возложена на коллектив службы электрификации и электроснабжения во главе с её начальником Владиславом Вржесинским и, в последующем, Владимиром Козловским. Архангельскую дистанцию электроснабжения возглавлял Андрей Зеленцов, заместителем по тяговым подстанциям был Сергей Цветков.
Именно в эти самые трудные для экономики страны годы произошло осмысление того, что электрификацию нельзя вести по старым меркам, необходимо вырабатывать новые подходы к проектированию, выбору оборудования и методов строительства, с чем успешно справился проектный институт «Трансэлектропроект», возглавляемый Грантом Акопяном. Северная железная дорога приняла вызов времени. При реализации проекта были применены новые компоновочные и технические решения – участок электрифицирован по новой для того времени системе тягового электроснабжения переменного тока напряжением 25 кВ с применением ЭУП (контактная сеть с экранирующим и усиливающим проводами), что позволило увеличить расстояние между тяговыми подстанциями в 1,5-2 раза.
При электрификации участка построено 7 тяговых подстанций. В рамках развития внешнего электроснабжения большие работы проведены Ярославской мехколонной под руководством Александра Яковлева, а именно по строительству районных подстанций Вонгуда и Няндома и воздушных линий 110 кВ. Их общая протяжённость составила более 250 км. Вновь построенные подстанции были полностью автоматизированы. В открытых распределительных устройствах применено самое современное оборудование, на более высоком уровне выполнено электроснабжение нетяговых потребителей, установлены электронные защиты с системами диагностики.
Для строительных работ привлекли предприятия Дорстройтреста, который выполнил основной объём металло- и железобетонных конструкций. Его возглавлял Евгений Чистяков, главным инженером был Павел Смирнов. Строительство тяговых подстанций и контактной сети выполняли энергомонтажные поезда корпорации «Трансстрой». В это время трест «Трансэнергомонтаж» возглавлял Олег Раткевич, ЭМП-701 –Семён Янгичер, ЭМП-712 – Александр Лаврентьев.
Не всё и не всегда проходило ровно и гладко. Приходилось на ходу принимать решения по замене оборудования, проведению дополнительных измерений, экспериментальных и пусконаладочных работ силами Дорожной электротехнической лаборатории. Ведущую роль в этом сыграли Владислав Теребков, Владимир Макаровский, Леонид Рогушин, Евгений Армеев, Александр Вржесинский.
Объединив усилия и справляясь с возникающими трудностями, под руководством заместителя начальника дороги Виктора Хлыща и начальника Архангельского отделения Петра Скидана, заместителя начальника службы электрификации и электроснабжения Юрия Белоусова Северной железной дороге удалось в намеченные сроки достигнуть поставленной цели.
Электрификацией участка Коноша – Обозерская – Маленьга завершено создание транспортного коридора к Мурманскому порту для грузов Урала, Сибири, Средней Азии, имеющего федеральное значение. Увеличена пропускная способность одного из грузонапряжённых участков дороги, значительно улучшена экологическая обстановка в регионе
источник: http://www.gudok.ru/